Полезные публикации

Межличностные отношения в группах и коллективах

В коллективах между людьми могут возникать отношения и взаимоотношения.

Отношение выражает мнение человека по поводу всего, что его окружает, а также его самооценку. Одни события или явления вызывают положительные эмоции, другие могут вызывать раздражение или оставляют нас равнодушными. Именно чувства и эмоции, которые способны вызвать позицию личности по поводу чего-либо и формируют отношение человека. В социальных группах у людей возникают взаимоотношения, а не отношения.

Межличностные отношения в группах и коллективах

Взаимоотношения – взаимное мнение людей друг о друге и отношение личности к обществу в целом. Во взаимоотношениях постоянно присутствует обратная связь и стороны общаются друг с другом в одном тоне.

Общение – это вид отношений, который очевиден и понятен всем в коллективе, то, что может наблюдаться другими. Взаимоотношение и общение – две плоскости общения, которые могут быть как очевидными, так и иметь скрытый характер. В процессе общения людей между ними возникают определенные взаимоотношения, а характер сложившихся взаимоотношений оказывают влияние на общение.

Взаимоотношения могут быть деловыми и личными. Деловые взаимосвязи возникают в процессе работы, которая регулируется определенными функциональными установками, приказами и должностными инструкциями. У каждого из членов коллектива есть свои, четко определенные уставом обязанности. Занимая некую должность, личность принимает на себя некоторые функции, а также меняет свой деловой круг общения в зависимости от служебных полномочий.

Виды зависимости личности в коллективе

Существуют разновидности зависимости личности, которые могут возникать в процессе делового общения:

  1. Когда двое или несколько членов коллектива имеют схожие служебные обязанности и имеют одинаковое положение, могут возникать деловые отношения равенства.
  2. Когда одно лицо находится в зависимом положении по отношению к другому лицу, могут возникать деловые отношения подчинения. Лицо, наделенное полномочиями, вырабатывает для подчиненного определенный круг обязанностей и контролирует их правильное выполнение. Служебные обязанности подчиненного закреплены в должностных инструкциях, однако в реальности к ним добавляется еще и отношение личное. Эмоциональные мотивы здесь имеют первостепенное значение: симпатия, интересы, общие мнения, дополнения друг друга или даже неприязненное отношения. Личные отношения невозможно регулировать с помощью приказов или инструкций. Такие отношения могут появиться только на основе достижения понимания. По мере познания друг друга возникают взаимоотношения, коллектив становится более дружным, так как все узнают друг друга лучше. Однако, если исчезают психологические причины, из-за которых возникли отношения, взаимоотношения прекращаются. Личностные взаимоотношения проявляются в таких формах, как дружба, товарищеские отношения, любовь, вражда, чувство отстраненности.

Формы взаимоотношений в группе

Деловые и личные взаимоотношения могут иметь несколько форм:

  1. Взаимные положительные взаимоотношения. Если в коллективе не наблюдается столкновения интересов и просто неприязненного отношения, доброе расположение членов группы будет способствовать продуктивной работе коллектива. Положительные эмоции убирают оттенок «официальности» в такой среде, хотя отличия в должностных положениях и обязанностях все равно присутствуют.
  2. Напряженные служебные отношения и наличие личных неприязней. Такая атмосфера может в любой момент перерасти в открытый конфликт. Чаще всего натянутая обстановка наблюдается в коллективах, все члены которого находятся в равном положении. Любой вариант разрешения конфликта не должен повлечь за собой ухудшение работоспособности группы.
  3. Нейтральные взаимоотношения предполагают, что никто из членов коллектива не переходит границ поведения в рамках должностных инструкций.